Назван способ избавиться от пробок

14 октября 2022
Пробочный рейтинг городов мира
Для оценки пробок есть независимый рейтинг TomTom Traffic Index, охватывающий свыше 400 крупнейших городов мира. Он учитывает разницу во времени, потраченном на поездку, — при свободных и «обычных» дорогах. Так вот, Москва в этом рейтинге традиционно на лидирующих позициях и сегодня уступает первое место лишь Стамбулу.

Из российских городов в этом же антирейтинге фигурируют:

Санкт-Петербург
7-е место
Новосибирск
9-е место
Самара
14-е место
Екатеринбург
15-е место
Ростов-на-Дону
23-е место
Нижний Новгород
32-е место
Челябинск
48-е место
Казань
56-е место
Омск
58-е место
Томск
62-е место

То есть, по сути, все мегаполисы страны. Предложенная Дмитрием Давыдовым идея способна улучшить дорожную обстановку и в этих городах. Но все-таки в Москве проблема выражена наиболее остро. Многие столичные компании стали отказываться от удаленного формата работы, сотрудники вновь потянулись в офисы. Плюс очередные послабления антиковидных ограничений – все это привело к тому, что по сравнению с 2020 годом в 2021-м ситуация с пробками в Москве только ухудшилась.
Что плохого в пробках?
Среднестатистический московский водитель простаивает в пробках по нескольку часов в день. В итоге, пробки - это:

Гигантская потеря времени

Заметное ухудшение экологической обстановки в городе

Дополнительные траты для автовладельцев на бессмысленный перерасход топлива

Какие последствия?
По данным Дмитрия Давыдова, автора «20 идей по развитию России», ссылающегося на исследования IQAir, концентрация PM2.5 в Москве регулярно превышает рекомендованное ВОЗ значение: например, во вторник 12.04.22 в промежутке от полудня до полуночи в воздухе находилось повышенная концентрация этих отравляющих веществ, в определенные часы более чем в 2 раза. Превышение отмечается даже в выходные дни.

Проблема пробок в столице в ближайшем будущем и, вероятно, в других городах позднее начнет приобретать катастрофический характер, если не предпринимать радикальные меры уже сегодня. Без искусственного принудительного снижения трафика проблему решить невозможно.
Что предлагается?
Поэтапно ввести «сбор против пробок» в Москве и выделить из бюджета средства для установки систем фиксации транспортных средств в платной зоне и разработки механизмов оплаты. Эти вложения со временем окупятся, и дальнейшие поступления от «сбора против пробок» будут направлены на развитие транспортной инфраструктуры. В 2022 году Давыдов внес предложение о повышенном коэффициенте платы за въезд в город для владельцев дорогих автомобилей. Чем новее год выпуска и мощнее двигатель автомобиля, тем выше будет стоимость въезда.


Где уже платят?
Самый известный пример города, где уже введена плата за въезд в центр, – Лондон. В конце 90-х и в начале 2000-х годов Лондон был в лидерах по пробкам в мире. Повышение цен на парковку и схемы одностороннего движения проблемы не решали. В 2003 году мэрия ввела платный въезд в центр в будни с 7 до 19 часов в размере 5 фунтов (примерно 370 рублей). Это сразу позволило ощутимо разгрузить Лондон от заторов, а вложения в технологии окупились за два года. С тех пор ежегодно многомиллионный доход от сбора против пробок инвестируется в развитие транспортной инфраструктуры города, которая сейчас является одной из лучших в мире. А еще:

• В Сингапуре система платного въезда в город начала действовать в 1998 году. За въезд приходится платить от 1 до 3 долларов (60-180 рублей).

• В Стокгольме за въезд берут 10-20 шведских крон (60-120 рублей) с 2007 года.

• В Милане и многих других итальянских городах въезд в центр города стоит 5 евро (примерно 300 рублей).

• В Юрмале приходится платить по 2 евро (около 120 рублей).

Также система действует в Сан-Франциско, Тронхейме, Дареме, Валетте и других городах мира.

А это точно сработает в Москве?
Далеко не все жители Москвы (и гости столицы) могут позволить себе лишние траты за удовольствие езды на собственном автомобиле. У нас и так высокий транспортный налог, дорогие полисы ОСАГО, недешевый (мягко говоря) бензин и дорогие парковки (особенно в центре Москвы). Разве этого мало? С такими условиями машин в центре города должно быть намного меньше. Однако пробки, как мы видим, меньше не становятся. И они в Москве возникают не только в центре, а вообще везде. Причиной может быть своеобразная планировка города. Но ее в одночасье не изменить. А ввести плату и установить соответствующее оборудование можно очень быстро.
Особенности национальной системы

Дмитрий Давыдов предлагает:
1 На первом этапе установить базовый тариф в размере 100 рублей (по предоплате) для проезда по всей территории города.
2 Установить время действия с 07:00 – 22:00, кроме выходных и праздничных дней.
3 Освободить от пошлины общественный транспорт, такси, мотоциклы, автомобили экстренных служб и электромобили.
4 Для социально уязвимых слоев населения, например инвалидов и пенсионеров, предусмотреть льготы и скидки.

Все это, по мнению Дмитрия Давыдова, позволит эффективно регулировать ситуацию с пробками на дорогах. Однако без поддержки со стороны государства не обойтись.

Личные автомобили занимают в городе в 18 раз больше места, чем общественный транспорт. Плата за въезд на легковушке мотивирует пересаживаться на экологичные электробусы. Дороги в Москве станут свободнее, а воздух чище.