• На главную
  • Карта сайта
  • Контакты
  • Авторизация
 
 

Карты для АЗС

ОБЗОР КАРТ ДЛЯ АЗС.

Пластиковая карта как средство расчетов давно вошла в нашу жизнь, и сейчас трудно представить, что еще десять лет назад кусочек пластика для нас был непонятным предметом. Наибольшее распространение пластиковые карты получили в банковской сфере. Также довольно широко различные системы на пластиковых картах применяются для отпуска и учета ГСМ на автозаправочных станциях. О последних и пойдет речь в этой статье.

Сегодня на АЗС применяются различные товарные и банковские системы на пластиковых картах. Проведение платежей по магнитным картам, требующим авторизации, не удовлетворяет требованиям по скорости обслуживания клиента на АЗС. Поэтому наибольшее распространение получили системы на картах с микропроцессором. Эти системы объединяет то, что практически во всех из них клиент со своей картой должен отклоняться от своего повседневного маршрута для пополнения карты, что, несомненно, является неудобством и фактором, сдерживающим развитие систем. Ряд систем применяют операции упрощающие процедуру пополнения карт.

    Эти процедуры можно разбить по основным категориям:
  • транспортная карта для группы клиентов;
  • револьверная карта;
  • пополнение с авторизацией.

Все перечисленные методы имеют недостатки.

Транспортная карта - это карта, на которую записывается лимит, выданный группе клиентов, например организации. Лимит на транспортной карте уменьшается при каждой операции переноса части лимита с транспортной карты на клиентскую карту. Такая операция требует создания на территории организации пункта пополнения карт. При этом, пополнение карты, таким образом, зачастую является менее трудоемким, но полностью не исключает такую процедуру как пополнение карты, при которой водитель все-таки должен явится в пункт пополнения. Тем более, что такой вариант применим исключительно для средних и крупных организаций-клиентов.

Револьверная карта - это клиентская карта, платежный лимит которой возобновляется с установленной периодичностью. Остатки на таких картах никогда не являются отражением баланса счета и устанавливаются исключительно с целью ограничить водителя от неконтролируемого отпуска топлива по его карте. Эмитент для обеспечения собственной безопасности должен при существенном уменьшении баланса клиента заблаговременно помещать карты клиента в стоп-лист, что естественно вызывает недовольство клиента, или рисковать, надеясь на своевременность пополнения клиентом своего баланса.

Пополнение с авторизацией требует установления модемного соединения с процессинговым центром при каждой операции пополнения. Данная технология требует организации качественных каналов связи и существенно увеличивает время обслуживания клиента, что зачастую недопустимо в условиях активной работы АЗС.

К общему недостатку всех систем, ныне работающих на АЗС можно отнести необходимость постоянной, а главное регулярной разгрузки платежных терминалов в процессинговый центр. Данная необходимость продиктована тем, что информация о совершенных операциях является основанием для подсчета балансов клиентов, а также для совершения расчетов между участниками системы. Кстати, наличие финансовых посредников в таких системах также является недостатком, препятствующим скорейшему расчету между клиентом и нефтяной компанией.

Выше приведены основные недостатки, встречавшиеся автору статьи при знакомстве с системами пластиковых карт на АЗС. Каждый из этих недостатков в той или иной мере делал невозможным работу того или иного клиента в части получения топлива на АЗС по пластиковой карте. Тем не менее, задачи привлечения данных клиентов стоят не менее актуально по причинам конкуренции между нефтяными компаниями, а также по причинам отказа современных нефтяных компаний от архаичных форм талонных систем и бумажных ведомостей.

ЭЛЕКТРОННЫЙ ТАЛОН.

Учитывая неудобства пополнения карт, а также невозможность применения транспортной и револьверной карты для мелких клиентов, по сей день практически "непаханым полем" остаются частные лица, мелкие предприниматели, водители такси и маршруток. Все эти клиенты в дальнейшем для простоты будут именоваться частниками. Упрощение технологического процесса расчета и получения топлива, которым мотивируют юридических лиц, для данного рода клиентов пустой звук. Установлено практикой, таких клиентов можно "расшевелить" только скидкой. При этом, чем неудобнее система, тем большую скидку необходимо предоставить, чтобы частник решился на покупку карты. Отсюда следует, что система должна быть простой, понятной и близкой. А так как клиент едет заправляться на АЗС, то между ним и АЗС не должно быть никаких промежуточных пунктов. Все услуги должны быть ему оказаны на АЗС быстро внятно и четко. Только в этом случае у частника появиться желание и впредь пользоваться системой. Сразу оговорюсь, что исключение составляют частники, получившие карту косвенным путем, то есть в банке, или на предприятии (зарплатную), или на работе (корпоративную). При этом карты данных систем должны приниматься на АЗС. Обычно оборот по таким картам не является для АЗС сколь-нибудь значимым.

    Учитывая сказанное можно изложить основные принципы системы для частников:
  • продажа карт производится на АЗС;
  • пополнение карт производится на АЗС;
  • при пополнении или в дальнейшей работе клиент получает интерес* в отличие от простой покупки топлива за наличные;
  • стоимость карты при учете интереса должна окупаться достаточно быстро;
  • клиенту должна вручаться памятка по правилам работы системы;
  • правила должны быть просты и понятны;
  • при каждой операции клиенту должен выдаваться чек, из которого клиенту должно быть видно какая операция проведена, каково состояние его карты, какую выгоду он получает;
  • все действия с картой должны быть приравнены, по времени к операции с наличными. Задержка по времени является негативным фактором, отталкивающим клиента от дальнейшей работы с системой.

*- под интересом понимается любое проявление лояльности к клиенту, как то фиксирование на карте определенного количества литров по специальной цене, или продажа в дальнейшем топлива с использованием данной карты с учетом скидки.

Опираясь именно на такие принципы нашей организацией - ООО "Автокард" в 2001 году была создана система, получившая рабочее название "Электронный талон" (далее по тексту "ЭТ"). Идея такого названия принадлежала нам и объяснялась тем, что, по сути, сохранилась финансовая основа всем известных талонных систем, правда, воплощенная на электронном носителе. По сути, был реализован проект предоплаченной товарной карты, методика работы которого в условиях сети АЗС с несколькими нефтебазами описывается в данной статье.

Реализация данного проекта началась 25 мая 2001года в Нижнем Новгороде. Тогда был подписан договор между ООО "Автокард" и ОАО "Нижегороднефтепродукт". В июне 2001 года начались первые операции.

    Условия, предложенные клиентам, были следующие:
  • стоимость карты - 100руб.;
  • скидка на разные виды топлива от 30 коп. до 1,5 руб.;
  • первоначальная сумма пополнения минимум 300 литров. Литры после пополнения фиксировались на карте и выдавались независимо от динамики цен на нефтепродукты;
  • повторное пополнение карты минимум 100 литров.

Исходя из действовавших цен, карточка окупалась уже при первом пополнении в 300 литров. На АЗС карты, оформленные в фирменном стиле сети АЗС, доставляются в виде предперсонализованных заготовок. Окончательная персонализация с присвоением PIN-кода осуществляется при продаже карты клиенту. Продажа и пополнение оформляются на стандартном платежном терминале. На данный момент, как и тогда наиболее распространен терминал VeriFone OMNI395. На первом чеке наряду со стандартными полями, значиться какое топливо и по какой цене приобрел клиент, остаток топлива в литрах, PIN-код, краткая памятка. Клиент в дальнейшем может на любой АЗС сети получить данное количество топлива любыми порциями, а при желании снова пополнить кару, купив новую порцию топлива по ценам, действующим для владельцев "ЭТ" на момент пополнения. При этом каждый раз клиенту выдается чек, из которого видно каким количеством топлива он владеет на данный момент.

Оператор при продаже и пополнении карты наряду с чеком от платежного терминала оформляет и выдает клиенту фискальный кассовый чек на сумму стоимости карты и стоимости топлива по ценам, действующим для владельцев "ЭТ". При закрытии и сдаче смены оператор распечатывает на платежном терминале итоговый отчет.

    Из которого следует:
  • количество проданных за смену "ЭТ";
  • количество зачисленных на карты (проданных) за смену литров в разрезе видов топлива;
  • выручка от продажи топлива клиентам "ЭТ", итоговая и в разрезе видов топлива;
  • количество отпущенного (выданного) топлива клиентам "ЭТ" в литрах в разрезе видов топлива.

Исходя из показаний об итоговой выручке и показаний кассового аппарата по секции "пополнение "ЭТ" производится сведение кассы и сдача наличности. Исходя из показаний выдачи топлива клиентам "ЭТ" производится сверка остатка ГСМ в емкостях на конец смены.

Далее сменный отчет передается на нефтебазу. При обработке сменных отчетов на нефтебазе общая выручка от пополнения "ЭТ" относится на кредиторскую задолженность по предстоящей отгрузке, а общее количество выданного топлива по каждому виду оформляется отгрузкой по данной кредиторской задолженности. Таким образом, очевидна общая сумма, на которую клиенты "ЭТ" бесплатно кредитуют сеть АЗС.

Такой бесплатный кредит частично оправдывает ту скидку, которая предоставляется клиентам "ЭТ". Кроме того, с внедрением программы "ЭТ" ранее неорганизованные частники выделились в группу вполне организованных и вполне предсказуемых постоянных клиентов, предоставление скидки которым считается вполне уместным и общепринятым на АЗС при работе с крупными клиентами.

Если сеть АЗС располагается на большой территории, а АЗС разгруппированы по отдельным нефтебазам, то для глобального обращения "ЭТ" по всей сети АЗС используется принцип работы расчетного банка. Функцию расчетного банка на себя берет Объединение, управляющая организация или головная нефтебаза. Принцип прост - общая выручка нефтебазы по пополнению "ЭТ" является ее денежным обязательством перед Объединением, а общий объем выдачи товара по "ЭТ" является литровым обязательством Объединения перед нефтебазой. Данные обязательства закрываются исходя из внутренних правил работы сети АЗС.

Для дополнительного контроля и встречной проверки информации, поступающей на нефтебазу с АЗС в виде сменных отчетов, а также в Объединение в виде отчетов нефтебаз процессинговый центр, функцию которого выполняет ООО "Автокард", предоставляет в соответствующие инстанции уже сгруппированную информацию по работе системы за необходимый период времени.

Проект "ЭТ" стартовавший в Н.Новгороде в мае 2001г. без рекламной поддержки в СМИ, исключительно на рекламных материалах с АЗС через 3 месяца работы уже насчитывал 1000 карт и оборот 2 млн. рублей в месяц. Далее в связи со сменой собственника сети АЗС проект был приостановлен, хотя выдача топлива по уже пополненным картам производилась без ограничений. По прошествии года новый собственник сети, располагая собственной технологией товарных карт, оценил преимущества системы "ЭТ" и возобновил ее работу с декабря 2002 года. За последние шесть месяцев было продано более 3000 карт, а оборот за июль 2003 года превысил 6 млн. рублей. По результатам общения с клиентами "ЭТ" выявилась интересная картина. Система нашла применение, как в сфере предпринимателей, так и частных лиц. Достаточно большой группой клиентов "ЭТ" являются владельцы крупных автомобилей использующих 95 и 98 бензин.

В дополнение необходимо сказать, что ООО "Автокард" располагает возможностью применения другой системы лояльности. Например, при пополнении карты на 100 литров используется цена первого уровня, а при покупке 300 литров используется цена второго уровня. Кроме этого возможно ведение балансов карт в рублях. Тогда на карту при пополнении записываются рубли, а при дальнейшем получении топлива с карты списывается сумма с учетом скидки, которая тоже может зависеть от суммы платежа.

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕДОМОСТЬ.

Далее при обсуждении клиентов, привлечение которых затруднено с использованием привычных товарных и банковских технологий хочется вернуться к крупным и средним организациям. Организация, которая в силу объема потребляемого топлива не прибегает к сложным схемам его приобретения, расположенная недалеко от областного центра, не испытывающая трудности в средствах, скорее всего будет привлечена с использованием привычных товарных или банковских технологий. Однако есть целый пласт клиентов, которые не вписываются в данную выше характеристику стандартной организации.

    Таких клиентов отличает следующее:
  • они покупают топливо на стороне крупными партиями и пользуются услугами сети только в части хранения и выдачи топлива через АЗС сети;
  • они располагаются на удалении от областного центра, и работать по товарным или банковским картам не позволяет удаление от эмитентов карт, или плохая связь, не позволяющая регулярно передавать информацию о прошедших операциях.
  • они рассчитываются напрямую с нефтебазой *.

* - причин прямых расчетов с нефтебазой множество: исторически сложившиеся отношения; коммерческий интерес крупного оптового покупателя; отсутствие возможности многих бюджетных организаций открывать счета в коммерческих банках и использовать другого рода посредников и.т.д.

Чаще всего привлечение этой группы клиентов на пластиковые карты не представляется возможным, а в качестве альтернативы исторически используется бумажная ведомость. Бумажная ведомость самый старый и, кстати, проверенный способ организации отпуска топлива клиентам нефтебаз. У этого способа достаточно преимуществ, однако, трудоемкость по обработке бумажного носителя информации и безопасность таких систем не требует каких-либо комментариев.

    Учитывая сказанное можно описать требования к системе для привлечения организаций - клиентов нефтебаз:
  • карты водителей должны пополняться на АЗС, опираясь на сделку, совершенную между организацией и нефтебазой;
  • пополнение должно производиться без авторизации быстро в режиме off-line;
  • при необходимости на чеке должно быть указано, каким лимитом в данный момент обладает водитель;
  • на нефтебазе должна быть отработана процедура передачи на АЗС информации о распределении лимитов по картам водителей, опираясь на совершенную с организацией - клиентом сделку.

Опираясь именно на такие принципы нашей организацией - ООО "Автокард" в 2002 году была создана система, получившая рабочее название "Электронная ведомость" (далее по тексту "ЭВ"). Идея такого названия принадлежала нам и объяснялась тем, что, по сути, сохранилась финансовая основа всем известных систем на бумажных ведомостях, правда, воплощенная на электронных носителях. Действительно информация о лимитах водителей теперь передавалась не на бумаге. Ниже будет описана данная процедура. Кроме того, в результате выдачи топлива клиенту теперь обрабатывается не пачка бумаг, а сгруппированный файл определенного формата, который передается на нефтебазу от процессингового центра. Водители в новой системе не называют номер машины и свою фамилию, а просто предъявляют карту.

Реализация данного проекта началась 18 марта 2003 года. Именно тогда ООО "Автокард" и ОАО "ЛУКОЙЛ - Нижегороднефтепродукт" заключили договор по работе с "ЭВ". В качестве пилотного проекта была выбрана Городецкая нефтебаза ОАО "ЛУКОЙЛ - Нижегороднефтепродукт". Хочется в очередной раз отметить, что у названной нефтяной компании имеется собственная система топливных пластиковых карт. Тем не менее, было принято решение о работе с ООО "Автокард" как с разработчиком системы "ЭВ". Далее будет описана методика работы системы "Электронная ведомость".

Организация - клиент и нефтебаза заключают договор поставки или хранения нефтепродуктов и выдачу этих нефтепродуктов через АЗС по товарным картам нефтебазы - "ЭВ". Клиент и нефтебаза, опираясь на принцип договора, определяются, какими будут карты и лимиты на них денежными или литровыми. Иными словами выбирается валюта платежа. Валюта "рубли" может устанавливаться в случае, если нефтебаза хочет оставить за собой право менять цены на нефтепродукты в зависимости от конъюнктуры рынка нефтепродуктов. Валюта литры может устанавливаться в случае, если клиент и нефтебаза зафиксировали объем топлива приобретенный, или сданный на хранение. Далее клиент и нефтебаза определяются, как будут распределяться лимиты по картам организации. Лимиты могут распределяться на каждую карту в отдельности с указанием конкретного размера лимита. Такие карты называются дебетными. Лимит также может распределяться по любым картам организации по мере их обращения на АЗС, но не более установленного лимита на одну карту. Такие карты назовем условно револьверными, однако эти карты существенно отличаются от упоминавшихся ранее, так как условие револьверности включает в себя не только наступившую дату, но и наличие положительного баланса группы карт данной организации. Так как информация о балансе данной группы карт храниться в платежном терминале АЗС, и баланс уменьшается при каждом пополнении карты, то риски эмитента карт отсутствуют. Далее клиент и нефтебаза определяют список АЗС, на которых было бы удобно пополнять карты тем или иным водителям. Чаще всего это одна АЗС расположенная в непосредственной близости от клиента. Иногда у клиента имеется несколько транспортных подразделений. В таком случае рассматривается расположение этих подразделений, и выбираются ближайшие, иными словами удобные для них заправки. В таком случае карты клиента делятся на группы, пополнение которых будет производиться на определенных АЗС.

Карты выдаются на нефтебазе. Предварительно нефтебаза персонализует карты в процессинговогом центре. При персонализации учитывается тип карты рублевая или литровая, а также дебетная или револьверная. Вместе с картами организации выдаются PIN - коды карт. После сделки и выдачи карт водителям организация подает список, по которому весь объем сделки (рубли или литры) распределяются по АЗС для пополнения карт. Данный список в установленном порядке через процессинговый центр попадает в платежный терминал определенной АЗС. Передача этой информации происходит во время связи терминала с процессинговым центром. После разгрузки операций терминал забирает новый стоп - лист и новый файл пополнения. При наличии АЗС, связь, с которой не представляется возможной, передача обновленного файла пополнения выполняется с помощью транспортной карты, которая передается с нефтебазы на конкретную заправку. Карта при дальнейшем обращении на данную АЗС будет пополнена опираясь на файл пополнения и собственные настройки. Операция пополнения отражается на чеке с платежного терминала.

Оператор при работе с "ЭВ" не связан с кассовыми операциями, и какими-либо бумагами. Оператор не вникает в необходимость пополнения карты. При вставлении карты в терминал предварительно автоматически проверяется возможность ее пополнения исходя из алгоритмов описанных выше. Если условия пополнения совпадают, то карта будет пополнена, а затем по ней будет отпущено топливо.

    В конце смены на платежном терминале формируется итоговый чек. На этом чеке указано:
  • количество выданного топлива по литровым картам в разрезе видов топлива;
  • количество выданного топлива по рублевым картам в разрезе видов топлива, с указанием суммы реализации.

Опираясь на эти показания, оператор сверяет остаток топлива в емкостях на конец смены. Информация со сменных отчетов на АЗС при обработке на нефтебазе указывает на ежедневную сумму реализации по рублевым картам, и ежедневную отгрузку по литровым картам. Обращаю внимание на то, что при работе по бумажной ведомости не представляется возможным оперативно определить, что за товарное движение произошло на нефтебазе: денежная реализация или выдача товара поклажедателю. "ЭВ" обладает еще одним преимуществом по сравнению с бумажной ведомостью. Если после пополнения водитель получил не весь объем топлива положенный ему по лимиту, иными словами, если на карте не нулевой лимит, водитель может заправиться на любой АЗС сети, включая АЗС, относящиеся к другим нефтебазам. Решение взаиморасчетов между нефтебазами в данной системе гораздо проще, чем в случае с "ЭТ", так как карты всегда пополняются на одной нефтебазе. В случае отпуска топлива на АЗС сторонней нефтебазы, перед нефтебазой, выдавшей (пополнившей) карту возникает рублевое (в случае рублевых карт) и литровое (в случае литровых карт) обязательство перед нефтебазой, отпустившей товар по "ЭВ". Информация о таких операциях поступает из процессингового центра либо в Объединение, либо непосредственно на нефтебазы, исходя из принятых на предприятии правил.

Проект "ЭВ" по сей день успешно работает и с июля 2003 года внедрен еще на Керженецкой нефтебазе ОАО "ЛУКОЙЛ - Нижегороднефтепродукт". В системе работает около 500 карт, а оборот составляет 1,5 млн. рублей в месяц. Учитывая начало работы по данной программе в удаленных от центра районах можно предположить его серьезный потенциал при реализации в областном центре.

В заключение данной статьи хотелось бы подвести итог сказанному. Практически все системы пластиковых карт на АЗС реализованы на базе банковских или предоплаченных товарных карт. При работе с этими системами клиент и нефтяная компания работают через посредников, что негативно влияет на расчеты между нефтяной компанией и конечным покупателем топлива. Кроме этого большинство систем предлагает неудобную схему пополнения карт. Предложенные в данной статье технологии "Электронного талона" и "Электронной ведомости" связывает с упомянутыми выше системами тот факт, что "ЭТ" и "ЭВ" по сути, тоже являются системами на предоплаченных товарных картах.

    Однако их выгодно отличает тот факт, что:
  • у обеих систем реализован принцип пополнения на АЗС, то есть в максимально удобной для водителя точке. Это принципиальное отличие и является основным в построении методики их работы;
  • в системах "ЭТ" и "ЭВ" непосредственным эмитентом является сеть АЗС, а зачастую ее отдельная нефтебаза. Это обеспечивает прямой контакт между покупателем и продавцом топлива без посредников;
  • выше упоминалось, что системы "ЭТ" и "ЭВ" не нуждаются в регулярной разгрузке терминалов на процессинговый центр. Теперь после описания методики работы этих систем видно, что связь в этих системах нужна только для формирования отчетов по итогам работы, но никак не для формирования проводок или подсчета балансов. В данных системах все расчеты произведены до переноса лимита на карту, а предоплата находится на балансе нефтяной компании, что, несомненно, является положительным фактом.

Опираясь на многолетний опыт работы с системами отпуска топлива, осмелюсь предположить, что системы "Электронного талона" и "Электронной ведомости", находящиеся на вооружении сети АЗС полностью удовлетворят любого покупателя ГСМ независимо от его размера и формы собственности. Упомянутые выше системы с посредниками могут использоваться параллельно, но как менее выгодные.

© 2007 Автокард
Адрес: 603024, Нижний Новгород, ул. Генкиной, д. 46
E-mail: ac-info(знак собаки)ac-nn.ru
Тел.:(831) 435-15-55
(831) 435-11-55
Факс:(831) 435-13-55