Ответственность экспедитора за груз

19 марта 2021
Основная роль этого субъекта делового оборота заключается в обеспечении принятия груза у грузоотправителя и последующей доставки его получателю, но, в нужном месте, по нужной цене и в том же состоянии, в котором он был принят, с использованием наиболее подходящих ресурсов и маршрута. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, насколько это сложно, доставить груз к вашим дверям? Или о том, как товары и продукты питания попадают в магазины вашего местного торгового центра? Думается, что скорее всего, за это надо благодарить кого-то из тусовки экспедиторов, даже если он и не слишком заметен - не все герои носят костюм Бэтмэна, во всяком случае, в дневное время.

Конечно, неся такое бремя ответственности, было бы совсем неразумно отказываться от страхования - бремя возможно разделить.

В своей простейшей форме страхование ответственности за груз предназначено для защиты логистических компаний (обычно называемых экспедиторами), которые хранят, перевозят или координируют груз на протяжении всего транзитного жизненного цикла от претензий клиентов и третьих лиц в связи с утраченным или поврежденным грузом. Это сложный предмет и предполагает тщательную оценку риска.

Так почему же экспедитору или логистическому провайдеру так необходимо страхование профессиональной ответственности за груз? Ну, в зависимости от действующего законодательства, конвенции или договора, экспедитор может быть привлечен к ответственности за убытки, пока груз находится под его опекой, попечительством и контролем.

Ответственность экспедитора во многом связана с той ролью, которую он играет в процессе логистики. Пока груз находится под опекой, управлением и контролем экспедитора, он постоянно подвергаются различным рискам, а иногда и нескольким сразу.

К таким рискам относятся, например, физическая потеря или повреждение груза, косвенные потери, вытекающие из потери груза или его повреждения, участие груза в Общей Аварии, отказ получателя от груза, неправильный адрес доставки груза, таможенные риски - штрафы и корректировка таможенной стоимости. Стоимость таких рисков может составлять весьма ощутимые суммы.

Если теперь стало немного понятнее, из чего сделаны экспедиторы и почему их жизнь особенно опасна и трудна без полиса страхования ответственности, то самое время поинтересоваться, как специалист по андеррайтингу страховой компании оценивает такой риск?

Несмотря на то, что каждая логистическая компания отличается от других своих собратьев, вот некоторые из основных факторов, которые андеррайтер принял бы во внимание:
Характеристики груза
Наверное, самый главный вопрос - какой груз перевозится? Это могут быть грузы высокой стоимости, проектные грузы, опасные грузы, рефрижераторные грузы и грузы общего назначения - каждый из них имеет свои уникальные риски. Кроме того, важно знать, как груз упаковывается, т.е. перевозится ли он, например в контейнере и используются ли при этом паллеты?
Грузовые накладные и финансовые документы
Как результат - валовая выручка, включающая платежи агентам и субподрядчикам за транспортные услуги, но исключая таможенную пошлину, налог с продаж или аналогичные фискальные сборы, уплаченные от имени третьей стороны. Это дает андеррайтеру возможность определить размер операций.
Вид услуги
Для страховщика, важно знать, какие услуги оказывает экспедитор, т.е. перевозится ли товар воздушным, морским, железнодорожным или автомобильным транспортом? Затрагиваются ли складские операции погрузки и разгрузки? Различные виды услуг сопряжены с разными рисками.
Субподрядчики
Важно понимать, какая часть операции передается на субподряд другим компаниям. Здесь большой вопрос, который требует тщательной оценки, - насколько осмотрителен экспедитор при выборе своих субподрядчиков.

Например, работает ли субподрядчик на тех же условиях или по тому же контракту, потенциально с обратной связью, что и экспедитор? Имеет ли субподрядчик страховку? Если да, то каковы их лимиты?

Если этот конкретный аспект подробно не рассматривается, то экспедитор и его страховщик могут оказаться в невыгодном положении при защите или урегулировании потенциального иска.
Транспортные документы и условия поставки
Экспедитор должен работать в соответствии с торговыми условиями, которые определяют его ответственность, а равно и ограничения такой ответственности. Это - первая линия защиты экспедитора в случае возникновения претензий. Основным договором перевозки является "коносамент" или транспортная накладная.

Транспортный коносамент является юридическим транспортным документом и является одним из важнейших документов во всей цепочке перевозки и фрахта. Он имеет три основные цели; он является доказательством договора перевозки между экспедитором и грузоотправителем.

Выдача коносамента является доказательством того, что экспедитор получил товар от грузоотправителя, а это означает, что товар может быть передан лицу или компании, имеющим право собственности на коносамент. То же касается и "наземных" накладных.
История претензий
Предыдущие претензии и/или обстоятельства определяют работу экспедитора и помогают определить возможные будущие тенденции предъявления претензий. С помощью хорошего страховщика экспедиторы могут смягчить свои потери с помощью старого доброго совместного управления рисками.

Прелесть работы в страховании заключается в том, что есть большая вероятность встретить все разнообразие рисков в одном месте - в собственном кабинете. При этом, каждая вторая история предъявления претензии экспедитору, по - своему, уникальна. Пока один, например, индийский экспедитор, перевозит дорогостоящие генераторы в Китай, другой, к примеру, южноафриканский, в то же самое время осуществляет рефрижераторные перевозки по всему миру. Они оба и в равной степени нуждаются в страховании своей ответственности, хотя и несут весьма разные риски.

Убытки могут произойти с самыми лучшими экспедиторами и логистическими компаниями. Независимо от того, ответственны они за это или нет, затраты на расследование и защиту могут очень быстро возрасти, и именно в такой момент экспедиторам будет нужна защита, поддержка и спокойствие!