Поддержка клиентов 24/7 8 800 222 55 62 gl88002225562@ac-nn.ru
Описание изображения
С 19 июня в России заработали новые справочники оценки средней стоимости запчастей. Их составляют в Российском союзе автостраховщиков (РСА) для анализа всех средневзвешенных цен на запчасти и расчете размера выплат по ОСАГО. Такие справочники в РСА выпускают каждый год, а очередная серия вышла этой весной, но в ней страховщики не успели учесть изменившуюся ситуацию на рынке, которая сложилась после приостановки деятельности или полного ухода из России ряда производителей автомобилей и запчастей. Справочники новой серии учитывают как сокращение номенклатуры, так и значительное повышение цен на автозапчасти.

Как сообщили  в РСА, стоимость «корзины часто бьющихся запчастей», рассчитываемая по новым справочникам запчастей, выросла по сравнению с предыдущей версией на 28,7%. Этот рост, по словам представителей РСА, соответствует оценкам автомобильных экспертов, которые заявляли об увеличении стоимости запчастей в апреле—мае 2022 года примерно на 30%.

В справочниках указаны средневзвешенные цены как на остающиеся в стране бренды, так и на «замороженные», к примеру Bosch. Как объяснили Autonews.ru в РСА, утвержденная Банком России единая методика требует, чтобы в справочник средней стоимости запасных частей включались запчасти для тех марок, по которым было заключено не менее 15 тыс. договоров ОСАГО. А вот наценок, которые некоторые продавцы стали добавлять на ряд позиций, в справочниках учесть невозможно.

«К таким маркам относятся и ушедшие бренды, поскольку по ним заключено много договоров — их из справочника исключить невозможно. В новой версии справочника по запчастям будут цены на 72 марки транспортных средств. Что касается наценок, то РСА не вправе применять никакие неофициальный наценки. Мы берем цены с рынка, обрабатываем в соответствии с Единой методикой и получаем то, что входит в справочник», — пояснили в РСА.

При этом в одной из страховых компаний по просьбе представили свои расчеты. И оказалось, что реальное подорожание элементов на ряд марок оказалось существенно выше 28,7%.

По оценке директора и сооснователя международной сети автосервисов FIT SERVICE Данила Соловьева, больше всего подорожали кузовные запчасти и микроэлектроника.

«Этому способствовало много факторов: проблемы с 2020 года в производстве микроэлектроники и компонентов, санкции и запрет на импорт оригинальных запчастей. Большая часть используемых кузовных запчастей — оригинальные, соответственно, это привело к существенному подорожанию. Например, колоссально дорого сейчас стоят лобовые стекла», — рассказал Данил Соловьев.

Эксперт также предупредил об очередной волне подорожания сырья — металла и пластика.

«Соответственно, все это ведет к общему удорожанию запчастей, и нужно прибавить сюда выросшие расходы на логистику. Поэтому относительно сегодняшних цен мы прогнозируем, что до конца года стоимость запчастей вырастет еще на 20–25%», — сказал Соловьев.

В РСА при этом не исключили, что некоторые позиции в перспективе могут стать дефицитными.

«Пока не исчерпаны складские запасы, дефицитных деталей не так много — из нашей «корзины часто бьющихся деталей», включающей сегодня примерно полторы тысячи позиций, исчезло около 20 позиций. В перспективе, возможно, дефицит будет увеличиваться», — сказали  в РСА.

Цена полисов ОСАГО вырастет в ближайшее время
Как признали страховщики, такой значительный рост цен на автозапчасти неизбежно приведет к росту средней выплаты. Это обстоятельство, в свою очередь, в ближайшее время станет поводом для повышения стоимости страховки ОСАГО. По данным источников Autonews.ru в страховой отрасли, такие планы и возможный размер увеличения цен на страховку обсуждают сейчас в Центробанке.

«Еще до вступления в силу новых справочников РСА зафиксировал резкий рост размера средней выплаты по ОСАГО: в мае 2022 года она выросла по сравнению с маем 2021 года на 13%, или 8,5 тыс. руб., составив 74,8 тыс. руб. Мы ожидаем, что новые справочники приведут к ее дальнейшему росту, что будет оказывать давление на среднюю цену ОСАГО», — предупредил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

О том, что такое подорожание запчастей неизбежно повлечет «в среднем удорожание полисов для большого количества автовладельцев», заявил в беседе с  директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие» Павел Нефедов.

«В связи с рыночным повышением на автозапчасти цен в среднем на 30% цены в справочниках вырастут примерно на столько же, что позволит клиентам чувствовать себя защищенными полисом ОСАГО», — добавил Нефедов.

Он также сообщил, что у страховщиков сейчас есть «огромные проблемы» в работе СТО. «Часто отсутствуют нужные запчасти, превышаются сроки ремонта, а порой и в целом нет возможности в разумные сроки отремонтировать автомобиль», — пояснил Павел Нефедов.

В свою очередь, в компании «Совкомбанк Страхование» считают, что в среднесрочной перспективе роста цен на ОСАГО не произойдет. А в «Ингосстрахе» подчеркнули, что перспективы расширения тарифного коридора будут зависеть от решения ЦБ. «Мы, конечно, рассчитываем на расширение коридора, так как сейчас цены уже на максимуме, и новое повышение справочника текущим тарифом не покрывается», — сказали Autonews.ru в пресс-службе «Ингосстраха».

В свою очередь, юрист в области автострахования Илья Афанасьев заявил Autonews.ru, что ОСАГО подорожает уже этим летом. «Подорожание проведут как можно тише, пока все в отпусках», — считает Афанасьев.

Эксперты советуют выбирать по ОСАГО ремонт, а не деньги
Даже с учетом актуализации цен в справочниках Афанасьев посоветовал водителям не соглашаться на деньги. По его мнению, «только так можно возместить ущерб полностью» в рамках максимальных 400 тыс. руб.

В компании «Совкомбанк Страхование» оптимальным выбором также назвали ремонт.

«Страховщик, выступая обеспечивающим эту цель звеном, в установленные сроки гарантирует выполнение ремонта автомобиля в надлежащем виде. Вероятно, что ремонт без помощи страховщика будет сделать затруднительней. Как минимум — в части соблюдения сроков ремонта», — пояснили в страховой компании.