Jeep, Grand Lancer и другие Mitsubishi, о которых вы не подозревали

1 апреля 2021
История Mitsubishi сродни сокровищнице-тайнику под толстым слоем земли, травы и камней. Копните поглубже, и найдете неожиданные малоизвестные разработки — такие даже на фотографиях встретишь не каждый день!

После захватывающих биографических лент «Гонка» и «Ford против Ferrari» самое время снять перезапуск триллера «Поворот не туда» о тернистом жизненном пути Mitsubishi. Еще несколько десятилетий назад вселенная «трех бриллиантов» простиралась далеко за пределы сегмента SUV и даже включала в себя рафинированные спорткары 3000GT/GTO с твинтурбодвигателем, полным приводом, полноуправляемым шасси, активной аэродинамикой и экстерьером дорожной акулы.

Но потом бренд пустился в спорные дизайнерские эксперименты, похоронил Lancer Evolution, выкосил почти все легковушки и сфокусировался на востребованных, но опостылевших кроссоверах. Заодно отметился в скандале с мухлежом вокруг занижения данных топливной экономичности. Впрочем, не будем о грустном... Лучше вспомним необычные, прекрасные и ужасные Mitsubishi, не известные широким массам.

Jeep
Американский дизайн шестидесятых-семидесятых годов оказал заметное влияние на стилистику некоторых автомобилей Японии. Авторы Toyota Crown второго поколения (1962–1967 годов) вдохновлялись деталировкой новехонького Ford Falcon, выпускавшаяся на рубеже десятилетий Nissan Gloria A30 отдавала дань уважения фордовскому Galaxie, ранние Toyota Celica и Mitsubishi Galant GTO казались детенышами маслкаров. Но настоящая американизация началась в пятидесятые с прославленного Jeep CJ-3.

Протекционистская политика японского правительства опустила шлагбаум на пути массового импорта зарубежной продукции, поэтому в 1952-м Willys-Overland Motors и «три бриллианта» договорились о поставках компонентов модели CJ-3A для мелкоузловой сборки. Первые 54 экземпляра «Джипа» серии J, рожденные в следующем году на азиатской земле, отправились служить Агентству лесного хозяйства.

Довольно быстро выпуск «капитана Америка» с 70-сильным мотором Hurricane объемом 2,2 литра переросло в самостоятельное производство и развитие гаммы сообразно местным представлениям и нуждам. Появилась внутрияпонская модификация с дизелем «два и два», бензиновый двигатель взбодрили форсировкой и, что самое интересное, кроме первоначальной открытой версии начали рождаться более цивильные исполнения. Было даже длиннобазное с четырьмя дверьми и полностью металлическим кузовом.

Вот так лицензионная сборка породила долгожителя, сохранившего самурайскую преданность первоначальной концепции. Jeep от «трех бриллиантов» выпускался вплоть до 1998 года и разошелся тиражом около двухсот тысяч экземпляров.

Galant Lambda/Sapporo
Что будет, если американское блюдо переиначить на азиатский манер и сервировать в соответствии с национальными традициями? Получится своеобразный и оригинальный Mitsubishi Galant Λ (Lambda) со стремительным передком, украшенным диковинными для японской машины семидесятых годов прямоугольными сдвоенными фарами, ниспадающей задней частью с панорамным стеклом и довольно скромными габаритами, как у Ford Mustang третьего поколения.
Двухдверка с претензией на членство в клубе personal luxury продавалась по всей планете под разными именами. В Европе и южноамериканских странах ее величали Sapporo в честь города на живописном северном острове Хоккайдо и столицы Зимних Олимпийских игр 1972 года. Добираясь до берегов Штатов и Пуэрто-Рико «японец» маскировался под своих — здесь он назывался Plymouth Sapporo и даже Dodge Challenger. Отметился автомобиль и в Австралии, где носил шильдики Chrysler Sigma Scorpion.

Первая итерация (1976–1980 годов) комплектовалась четырехцилиндровыми моторами объемом до 2,6 литра. Тяга передавалась на заднюю ось посредством пятиступенчатой механической или трехступенчатой автоматической коробки передач. Интересные перемены произошли у второй версии. Сохранив внешнюю схожесть с предшественником, она прибавила во внешних габаритах и в объеме салона, а заодно заполучила рулевое управление с переменным усилием. Кроме того, палитру украсила модификация GSR с 2,0-литровой «турбочетверкой» 4G63T, в последующих ипостасях прославившей ралли-кар Lancer Evolution, и задней независимой подвеской.

Starion
Линейка Galant Lambda не получила прямого наследника. Она канула в Лету в начале восьмидесятых, передав свое шасси более эффектному купе Starion. Встретить его в России практически нереально. Ежели все-таки произошло чудо, и на вашем пути промелькнул хищный Mitsubishi с дизайном а-ля коктейль из Mazda RX-7 SA22C и Porsche 924, то не поленитесь отметить знаменательную дату красным карандашом.

Cordia
Не спешите клеймить трехдверный хэтчбек позором и презрительно интересоваться, как неказистая «японская восьмерка» угодила в наше повествование. Автомобиль, стоявший строчкой выше Mitsubishi Mirage, гораздо интереснее, чем может показаться на первый взгляд!

Cordia (1982–1990 годы выпуска) конкурировала не только с другими компактными моделями, но и бросала перчатку настоящим бойцам. В ее прицел попал легендарный «хачироку» Toyota AE86, ставший школьной партой для многих дрифтеров, и Nissan Silvia/Gazelle S12. Правда, Mitsubishi выступила в своем фирменном компоновочном репертуаре. У главных соперников привод задний, а у «Кордии» — передний. Зато она комплектовалась опциональным полным приводом на зависть оппонентам.

Другим поводом для гордости была заряженная модификация GSR — сперва с 1,6-литровым турбонаддувным двигателем мощностью 115 л.с., а спустя три года после начала производства со 135-сильной «четверкой» объемом 1,8 литра. Хэтчбек весил меньше тонны, так что владельцам вряд ли приходилось сетовать на энерговооруженность даже когда 190-сильная Silvia RS-X демонстрировала задние фонари.

На этом запас сюрпризов Cordia не иссякал. Некоторые автомобилисты по сей день не могут привыкнуть к многоступенчатым коробкам передач. Каково же будет их удивление, что Mitsubishi еще в восьмидесятые применила «механику» Super Shift с… восемью передачами! Диковинный агрегат появился в процессе адаптации четырехступенчатой КП для переднеприводной платформы и отличался двумя рядами передаточных отношений. Водитель мог выбрать экономичный или спортивный режим с четырьмя ступенями для каждого. Super Shift ставили не только на Cordia — её, в частности, можно встретить на родственном седане Tredia и малыше Mirage.

Diamante AMG и Galant AMG
Создатели седана Debonair, к сожалению, не вдохновлялись Chevy Caprice, Toyota Crown S110 и другими гармоничными «квадратными» седанами восьмидесятых годов. Впрочем, это не помешало далеко не самому красивому японскому автомобилю примерить магические буквы… AMG. Те самые, за которыми стоит всемирно известная мастерская по тюнингу «Мерседесов», ныне входящая в империю Daimler как придворный спортивный дивизион!

В восьмидесятые годы основатели ателье Ханс Вернер Ауфрехт и Эрхард Мельхер закаляли характер штутгартских машин и при этом не гнушались совершать подношения «азиатам». Удивительный, почти невероятный факт, не правда ли? В тевтонские «доспехи» облачались Debonair второго поколения со стандартной колесной базой, а позже и в версии Royal 150 с увеличенным на 150 мм расстоянием между осями. Технически седаны оставались стандартными — те же V-образные 3,0-литровые «шестерки», те же подвески и тормозные системы. Вот только пойди найди такого уникума на его исторической родине!

В конце десятилетия AMG также приложила руку ко второму и последнему Mitsubishi — седану Galant. В отличие от своего старшего брата он выглядел действительно здорово! Сведения об апгрейдах разнятся от источника к источнику, но очевиден обвес и взбодрившийся 170-сильный атмосферный двигатель объемом 2,0 литра, способный крутиться до 8000 об/мин. С количеством выпущенных машин, как и в случае с Debonair AMG, царит неразбериха. По одним сведениям, свет увидели полтысячи экземпляров, по другим — чуть менее 1500 спорткаров.

Dangan ZZ
Микроскопические кей-кары на протяжении всей своей истории зажаты в тисках законодательно установленных массо-габаритных характеристик и максимально допустимого объема двигателя. Но при этом они — истинные мятежники! Супермини по-японски давно доказали, что могут выступать в любых, даже самых смелых форм-факторах и по своему оснащению не уступают более крупным автомобилям. За расширение сознания обывателям следует возблагодарить в том числе Mitsubishi Minica седьмого поколения.