Спецстоянка для эвакуированных за нарушение правил парковки автомобилей — неприятное дополнение к административному штрафу. В Москве чаще всего увозят автомобили, когда они создают потенциальную опасность на дорогах или провоцируют заторы. Если водитель оставит машину на пешеходном переходе, остановке общественного транспорта, на трамвайных путях, в тоннеле, на проезжей части или в других местах, где запрещены остановка/стоянка, это создает не только риск ДТП, но и высокую вероятность потери машины.
Впрочем, есть и неоднозначные ситуации. Например, если остаться формальным собственником машины после ее продажи (когда покупатель затягивает с постановкой на учет), есть риск поплатиться за ошибки нового владельца. При этом поиски реального собственника могут занять годы, а счет за каждый день хранения автомобиля на стоянке будет только расти. А если на спестоянку увезут машину, чей собственник задолжал приставам, без оплаты свое имущество вернуть тоже не получится.
В такую сложную ситуацию недавно попал бывший, как он думал, владелец ржавых «Жигулей». В 2015 году он продал автомобиль, а новый покупатель машину на себя в ГИБДД не перерегистрировал. В итоге автомобиль попал на штрафстоянку Администратора московского парковочного пространства (АППП) в Москве и застряла там на годы. Когда собственника чудом нашли, уже в 2021 году ему выставили счет на 1,5 млн рублей — именно столько накопилось за все время хранения автомобиля. Корреспондент Autonews.ru отправилась на штрафстоянку АМПП в Москве на проезде Энтузиастов, чтобы выяснить, почему машины могут храниться там месяцами и почему их никто не забирает.
Тюрьма для автомобилей
Добраться до штрафстоянки АМПП на шоссе Энтизиастов — уже наказание для тех, кто неожиданно лишился машины. Придется ехать либо на старой электричке в сомнительной компании, либо идти пешком. Есть еще вариант с каршерингом или такси — на таком транспорте с 10 утра чаще всего подъезжали собственники, чтобы вызволить свои автомобили.
Проштрафившиеся машины, оклеенные зеленой лентой, сюда попадают на зеленых же эвакуаторах, которые снуют через железные ворота туда-сюда. Всего за 20-30 минут такие заходы совершили с десяток эвакуаторов. И почти на каждом — машина каршеринга или такси.
Пройти на территорию штрафстоянки могут только владельцы автомобилей, поэтому пришлось подождать оформления пропуска.
Далее через пост охраны выходим на огромную площадку, на которой расположились сотни автомобилей. Вместимость этой точки — более 700 машиномест. Для удобства транспорт ставят по секторам: есть зона для мотоциклов и мопедов (их чаще всего забирают у нетрезвых водителей, а не за нарушение парковки), для такси и каршеринга, автобусов и самых «свежих» автомобилей, за которыми, скорее всего, владельцы приедут совсем скоро. Меня же в первую очередь интересуют автомобили, которые по каким-то причинам надолго застряли в этом странном месте: месяцы и даже, возможно, годы. Таких здесь очень много.
Как узнать, что машину эвакуировали
Далеко не все собственники быстро приходят за своими автомобилями, рассказали в АМПП. При этом современный житель мегаполиса может быстро отследить пропажу и понять, что машину эвакуировали.
Если данные о машине занесены в приложении «Парковки Москвы», при помощи которого водитель оплачивает платную парковку, собственник получит уведомление, что автомобиль увезли. Также, если водитель не обнаружит машину на привычном месте, можно позвонить по телефону горячей линии в «Московский транспорт». Там операторы по номеру автомобиля проверят, не увезли ли автомобиль на спецстоянку, а если это так, назовут ее адрес. Решение об эвакуации автомобиля принимают инспекторы МАДИ или ГИБДД.
«Мы же только исполнители, то есть отвечаем за перемещение и хранение. Автомобиль хранится на спецстоянке до того момента, как его заберет владелец. Если владелец долгое время не забирает свое транспортное средство и не интересуется его дальнейшей судьбой, ГКУ «АМПП» обращается в суд для признания автомобиля бесхозяйным. У ГКУ АМПП нет доступа к данным о владельцах транспортных средств, поэтому поиском собственника может заниматься только суд» — рассказали в АМПП, пока я изучала собранные экспонаты.
В зоне «брошенок» — машины на любой вкус. Многие — в хорошем состоянии. Конечно, много старых отечественных «ВАЗов», многие разбиты в ДТП или просто сильно потрепаны.
Но вот — целая россыпь Mercedes-Benz в компании с Land Rover, Jaguar и Audi. Все автомобили в отличном состоянии.
«А что же делать в таких случаях, как владельцев извещают о пропаже?» — интересуюсь я.
«Надо позвонить в call-центр и узнать, что случилось, а еще можно посмотреть информацию на сайте parking.mos.ru, в приложении «Парковки Москвы» или же позвонить в ГИБДД, где также есть информация об эвакуации. Если этого не сделать, эти автомобили здесь будут находиться до тех пор, пока их не признают бесхозяйными в суде», — объяснили в АМПП.
Возможные ситуации, когда собственник может даже не догадываться о судьбе своего автомобиля, в поле ответственности АМПП не входит. Там напомнили, что каждый владелец обязан отвечать и нести ответственность за свою машину. Ведь признание автомобиля бесхозяйным не снимает с собственника обязанности оплатить перемещение и хранение. Оплату будут требовать с того лица, на которое был зарегистрирован автомобиль на момент его эвакуации. Поэтому водителям рекомендуют самостоятельно снимать автомобили с учета в ГИБДД спустя 10 суток после их продажи.
Это не обязательно для бывших владельцев. Но если новый собственник не поставит автомобиль на учет, все штрафы и налоговые обязательства будут продолжать приходить предыдущему владельцу. Поэтому даже если водитель приехал из другого города и не знаком с местными правилами и не зарегистрирован ни в каких московских сервисах, ему придется разобраться в этой схеме и желательно побыстрее.
«Для нестандартного транспорта больших габаритов приспособлены большие эвакуаторы-большегрузы, — кивают в сторону лимузина сотрудники АМПП. — Используется частичная погрузка: машины цепляют за одну колесную пару, а также при необходимости подгоняется специальная тележка для другой оси, если автомобиль стоит на ручнике или имеет полный привод».
Для перемещения легковых автомобилей, оставленных в труднодоступных местах (например, на узких улицах) используют небольшие легковые эвакуаторы. Они тоже работают методом частичной погрузки.
«Если автомобиль долго не забирают, у владельца, например, могут быть проблемы с приставами, и он не может закрыть долги», — предположил ответственный за работу спецстоянки сотрудник, оценивая судьбу лимузина.
По его словам, свободные места здесь есть всегда. Дело в том, что каждый день происходит круговорот: часть кто-то забирает свои машины, места освобождаются и привозят новые.
«В день привозят в среднем 200 машины. И забирают по-разному: 190, 200-210», — рассказали на штрафстоянке.
В АМПП в свою очередь уточнили: более 90% автомобилей по всем спецстоянкам по Москве забирают в первый же день. В этом случае водители платят только за перемещение, оплата за хранение начисляется со второго дня. Для самых распространенных автомобилей (класса В) день на спецстоянке стоит 1250 рублей.
«Невостребованных машин очень мало. И если оплатить перемещение и хранение сразу же, до того, как забрать машину, действует скидка 25%. Тогда хранение для автомобилей класса В будет стоить не 1250, а 937 рублей, перемещение — 4 837 вместо 6 450 рублей», — рассказали в АМПП.
Искать владельца с помощью суда начинают спустя три месяца
Больше всего хочется узнать, как долго на конкретной спецстоянке стоят автомобили, которые почему-то не забирают водители. Также интересует смысл столь долгого хранения и последующая судьбы машин, которых признают бесхозными. Некоторые автомобили выглядят так, что точно стоят здесь значительно больше года.
Для забытых машин выделена отдельная часть площадки, и все они здесь хранятся более трех месяцев. Это именно тот срок, после которого, согласно законодательству, сотрудники АМПП получают право обращаться в суд с запросом признать такие автомобили бесхозными.
Таким образом, если машина находится здесь 30 дней, за нее придется заплатить более 30 тыс. рублей. При этом некоторые автомобили хранятся явно дольше.
«У нас нет данных о владельцах транспортных средств и доступа к базам ГИБДД, мы не можем и не должны искать владельцев, — объяснили в АМПП. — По закону, если машина стоит более трех месяцев, можно обращаться в суд. Там проводят свое разбирательство».
Пока идет разбирательство, машина стоит на спецстоянке. И если в итоге понятно, что связи с владельцем нет, или его не нашли, машина признается бесхозяйной, она идет на реализацию через систему аукциона.
Здесь есть несколько вариантов в зависимости от технического состояния автомобиля. Он может быть на ходу — тогда на нем можно будет ездить; автомобиль может быть в удовлетворительном состоянии, но ездить на нем нельзя, зато можно использовать его отдельные части. Например, снять и продать фары. Либо же машина окажется в таком состоянии, что ее можно только утилизировать. Перед этим проходит независимая экспертиза, которая должна признать, что автомобиль не пригоден к использованию.